Рекомендации
от психолога родителям застенчивого ребенка.
Родителям необходимо довести до сознания ребенка
информацию о том, что на свете много застенчивых людей.
Постарайтесь
вместе с ребенком разобраться в причинах того, что заставляет его стесняться.
Объясните ребенку, что, опасаясь сделать или сказать что-то неправильно, он тем
самым программирует себя на неудачу: «Ты боишься, что тебя о чем-то спросят или
предложат что-то сделать, а ты не справишься. Ты так долго об этом думаешь, что
твои движения на самом деле становятся неловкими, мысли разбегаются, ты
забываешь все нужные слова. Ты сам превращаешь себя в неумеху и незнайку».
Подобный вывод обычно очень впечатляет детей, и они приходят к следующему
выводу: «Все зависит от тебя самого. Как себя настроишь, так и будешь выглядеть
и действовать».
Постарайтесь
разобраться в истинных желаниях своего ребенка. Не упрекайте ребенка, лучше
объясните ему его поведение: «Я вижу, что ты чувствуешь себя неуверенно. Тебе
хочется играть с ребятами».
Не называйте
ребенка застенчивым, т. к. это может отразиться на его поведении. Лучше
подчеркивайте сильные стороны его характера, чаще хвалите ребенка, говорите о
его положительных качествах, день за днем укрепляйте в нем уверенность, а
застенчивость определяйте как осторожность, осмотрительность, обдуманность.
Вместе с ребенком вспомните, какими способностями он обладает в реальности. У
него много достоинств, значит, ему есть чем гордиться. Предложите ребенку
выписать свои хорошие качества на лист бумаги (в одной колонке). В другой
колонке должны быть те качества, которыми, по его мнению, его наделяют другие
люди. Положительных качеств, несомненно, будет больше, чем отрицательных.
Главное, чтобы ребенок наглядно увидел: его есть за что уважать и ценить. Подскажите
ребенку, что разрешается время от времени вписывать те новые черты, которые он
может поставить себе в заслугу, и вычеркивать те, от которых он смог
избавиться.
В большом
обществе будьте рядом с ребенком, держите его за руку, пока он не почувствует
уверенность. Пусть он сам отпустит вашу руку.
Разнообразьте
жизнь вашего ребенка: ходите в походы, на экскурсии; желательно туда, где ему
нравится. Пусть участвует в детских спектаклях и т. п. Следует учитывать одно
важное условие: общение непременно должно быть добровольным. Не настаивайте на
присоединении застенчивого ребенка к компании сверстников против его желания.
Организовывайте встречи с друзьями своего ребенка у себя дома, чтобы быть в
курсе его интересов. Проанализируйте с ребенком содержание бесед детей того
круга, к которому он хотел бы присоединиться. Необходимо натолкнуть ребенка на
мысль, что он вполне мог бы участвовать в разговоре на равных, так как ему есть
что сказать по данным темам.
Часто ребенок
панически боится самой возможности того, что к нему кто-то обратится с
вопросом. Помогите ему вспомнить большинство таких разговоров, где, как
правило, говорят два-три человека, а остальные подают короткие реплики.
Постарайтесь убедить ребенка, что произнести фразу из двух-трех слов он способен.
Расскажите
ребенку, как он выглядит со стороны в тот момент, когда хочет присоединиться к
другим детям, но стесняется или боится сделать это. Можно наглядно показать,
приняв определенную позу. Пусть ребенок осознает, как смешно и нелепо он может
выглядеть со стороны в минуты застенчивости. Такой факт заставит его стараться
следить за своей мимикой.
Застенчивым
детям свойственно впадать в панику, испытывать беспричинную тревогу, особенно в
те минуты, когда им кажется, что внимание окружающих направлено на них. Есть
два способа, которые помогут чрезмерно застенчивому ребенку быстро успокоиться
и прийти в себя.
Способ первый: постараться глубоко вдохнуть и медленно выдохнуть.
Обычно три вдоха-выдоха помогают снять напряжение и расслабиться.
Способ второй: медленный счет про себя – до десяти и больше, если
требует ситуация. Сосредоточенность на этом занятии даст отвлечься и
успокоиться.
Вызывайте ребенка на
откровенные беседы. Попробуйте завести разговор о том, с какими проблемами он
сталкивается, и ребенок откликнется. Такие беседы не только сблизят вас с
ребенком, но и помогут совместными усилиями найти верный путь к решению
проблем. Пусть ребенок рассказывает вам каждый день хорошие новости. При этом
просто выслушивайте его и не давайте советов. Относитесь серьезно к его
проблемам и вместе радуйтесь победам.
Генеральная
репетиция – лучший выход для того, чтобы прогнать страх перед неизвестным
мероприятием. Иногда полезно проиграть ту или иную ситуацию. Причем варианты
должны быть различными. Можно порекомендовать в ситуации, когда на ребенка
«нападает приступ застенчивости», представить себе, что он в данный момент
только играет роль.
Стеснительные
дети считают, что они постоянно находятся у всех на виду. Объясните ребенку,
что у людей много собственных дел, и все заняты собой. На самом деле никому нет
до него дела. А если все же окажется, что кто-то увидел его промах, безотказно
действует один простой прием – улыбка. Достаточно улыбнуться свидетелю
неловкости, и он тоже ответит улыбкой. В худшем случае, он просто равнодушно
отвернется.
Постарайтесь
изменить свое поведение. Нередко родители, сами того не ведая, формируют у
ребенка застенчивость, когда то и дело сравнивают его с другими детьми,
критикуют по любому поводу, предъявляют к нему завышенные требования, редко
хвалят. Перестаньте критиковать ребенка по любому поводу, ни с кем не
сравнивайте, напротив, при каждом удобном случае подчеркивайте его
индивидуальность. Попробуйте смотреть на ребенка не глазами цензора, и со
временем вы увидите, как он преобразится.
Обратите
внимание на то, как и что вы говорите ребенку об окружающих людях. Может быть,
в ваших высказываниях то и дело проскальзывает излишняя категоричность и
критичность? Слушая, как родители рассуждают о других людях и акцентируют свое
внимание на чужих недостатках, ребенок в свою очередь делает вывод, что и
окружающие так же говорят о нем и разглядывают будто под микроскопом, подмечая
каждое слово, движение, оценивая любой поступок. Поэтому постарайтесь в
присутствии ребенка вообще не обсуждать других людей.
Поделитесь с
ребенком своим опытом. Расскажите ему подобные случаи, происшедшие с вами, и
собственные переживания по этому поводу. Эти рассказы помогут ему чувствовать
себя увереннее в аналогичных ситуациях.
Не требуйте от
ребенка идеального поведения. Это может усилить застенчивость. Сами оставайтесь
в любых ситуациях, касающихся вашего ребенка, спокойным и невозмутимым. Ведите
себя уравновешенно. Это поможет снять напряжение.
Заручитесь поддержкой педагога. Он поможет включить вашего ребенка в
коллективную жизнь группы. Участие в конкурсах, соревнованиях и т. п. поможет
вашему малышу стать общительным и приобрести друзей.
Как надо вести себя
родителям с застенчивым ребенком
Быть очень деликатным с ним и не разочаровываться в
нем.
Не отвергать
его и не использовать авторитарный метод воспитания.
Не превращать
ребенка в Золушку.
Все делать
так, чтобы Ваш малыш не чувствовал себя незащищенным и зависимым от Вас.
Гасить тревогу
по любому поводу.
Повысить уровень
его самооценки.
Учить, чтобы
он уважал себя.
Учить ребенка
идти на разумный риск, уметь переносить все поражения.
Тренировать с
ним навыки общения.
Любыми
способами поощрять все его игры со сверстниками.
Помочь найти
такого друга, который защищал бы его в среде ровесников.
Не сравнивать
его обычный внешний облик с другими, более смазливыми детьми и не оценивать
достоинства ребенка шкалою красоты.
Не критиковать
вслух ум Вашего ребенка.
Не создавать
такие ситуации, в которых он ощущал бы себя неполноценным и был объектом даже
самых невинных шуток и насмешек.
Ребенок должен
ощущать, что он неповторим.
Быть нежным с
ним.
Сочувствовать
ему.
Поддерживать
его.
И первым
сделать первый шаг ему навстречу, чтоб перекинуть мост доверия, который
соединил бы еще крепче Вас и Вашего ребенка.
Как не надо вести
себя родителям с застенчивым ребенком
Специально
культивировать застенчивость и комплекс Гадкого утенка у ребенка.
Все время
подавлять и унижать его, снижая уровень самооценки.
Критиковать
физические недостатки и ум ребенка.
Подчеркивать
его неполноценность.
Высмеивать в
присутствии других.
Любыми
способами провоцировать тревожность.
Не разрешать
играть с детьми и изолировать от сверстников.
Подчеркивать
его незащищенность и зависимость от Вас.